Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 18.11.2018, 20:21


 

Муниципальное автономное учреждение

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 

города Березники

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [35]
Наш опрос
Оцените работу нашего Центра
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование самостоятельности при подготовке домашнего задания у младших школьников

Формирование самостоятельности при подготовке домашнего задания у младших школьников

Самостоятельность не развивается сама по себе, она формируется постепенно.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер.

Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям.

Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, родителям, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности. И поэтому быстрых результатов не стоит ожидать, приучение будет происходить медленно и с определённым сопротивлением.

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни. Выполнение домашних заданий развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. При этом надо учитывать особенности возрастной работоспособности школьника. Например, второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв должен составлять 5-10 минут.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?». Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

- представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

      Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать.

Самостоятельность редко появляется сама по себе – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

! Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

 

ПАМЯТКА

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

 

  • Время выполнения домашнего задания для учеников начальной школы не должно превышать двух часов:
  1. 1-ый класс (начиная со второго полугодия) – не больше одного часа;
  2. 2-ой класс – до полутора часов;
  3. 3-4-й классы – до двух часов.
  • Ежедневные прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Желательно, чтобы ребенок придя из школы, пообедал и погулял.
  • Помогите ребенку правильно организовать свое рабочее место во время выполнения домашнего задания (на столе и вокруг не должно быть лишних предметов, которые могли бы отвлекать внимание ребенка от выполнения уроков).
  • Начните с предмета, который легче дается вашему ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите их поискать самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
  • Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».
  • Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки,- и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.
  • Задачи по математике учите читать и представлять как фильм. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первый сюжет - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Второй сюжет - узнаем про яблоки и сливы вместе.
  • О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
  • По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
  • Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

 

Иногда дети отказываются выполнять какое-либо учебное задание или выполняют его нехотя. Взрослые способны помочь им преодолеть эту трудность:

  1. Пусть задание представляется ребенку осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к её выполнению.
  2. Сделайте задание интересным («Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложение из трудных слов, я выдумываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной книги»).
  3. Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания, объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок познакомился с новым законом физики, расскажите ему, где он может «встретиться» с ним в жизни, какая от него польза.
Категория: Мои статьи | Добавил: Elena66 (29.01.2018)
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Часы

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz