Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 09:54


 

Муниципальное автономное учреждение

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 

города Березники

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [31]
Наш опрос
Оцените работу нашего Центра
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как научить ребёнка читать с удовольствием

Как научить ребёнка читать с удовольствием?

Зачастую, овладев первыми ступенями чтения, дети отказываются идти дальше. Процесс чтения переходит в муку, дети не любят и не желают читать. Причин трудностей при чтении может быть несколько.

Многие дети привыкли получать новую информацию с помощью телевидения. Визуальный ряд воспринимать легче, информация добывается без труда. Таким образом, объясняется нежелание детей читать, тратить свои силы, когда этой же цели можно достигнуть более простым и коротким путем. Итак, необходимо повышать мотивацию (желание) к чтению.

Многие буквари содержат иллюстрации. А вот азбука Л.Н. Толстого без картинок, так как писатель считал, что картинка отвлекает ребенка от основной задачи чтения. Мы считаем, что картинка должна оставаться в книге: обогащать словарь, накапливать знания об окружающем мире, поддерживать интерес к чтению. Как пишет известный и авторитетный психолог прошлого века Т.Г. Егоров: «Картинки в букварях должны иметь своей целью не подсказывание детям того, что требуется прочитать, а возбуждение у них интереса к чтению» (1950, С.56-57). Но картинки намеренно выполнены схематично, не содержат лишних деталей, но заинтересовывают ребенка (в качестве примера могут служить книги О.И. Азовой).

Сам процесс чтения состоит из двух этапов, задач:
 

·         объединения букв в слоги, слоги в слова, слова в предложения (техника чтения);

·         осмысление (понимание) прочитанного.

Каждый из этих этапов самостоятелен, значим, но и тесно связан друг с другом. То есть сначала надо поработать над техникой чтения. Может быть даже объяснить детям, что это труд, и как говорила мне моя мама, когда я обучалась грамоте: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Постепенная автоматизация навыка чтения позволяет ребенку перейти на новую ступеньку — понимание прочитанного. 

Для решения всех названных задач подойдет несколько способов. Выберите тот, который заинтересует вашего ребенка или придумайте свой метод:
 

·         Читать несколько раз понемногу в течение дня. Порционное чтение не утомляет, а «камень точит», т.е. работает на конечную цель — улучшить технику чтения.

·         Поощрять ребенка за чтение удовольствием (исполнение того, что любит ребенок). Одна мама мне рассказала о том, что ее ребенок читал столько времени, сколько потом собирался смотреть телевизор. Иногда это время составляло час. А это уже достаточный временной отрезок, чтобы научиться читать, а в дальнейшем и полюбить этот процесс.

·         Чтение книги, которую выбрал ребенок сам. Одна моя знакомая девочка Таня читала, на мой взгляд, скучную взрослую книгу. Книга была выполнена в манере «глянцевого журнала» и несла скудную информацию о прическах (например, как сушить волосы феном), при этом были нарушены гигиенические нормы: шрифт был слишком маленького размера. Единственным достоинством этой книги было наличие красивых фотографий. Но главным плюсом было то, что Таня с желанием и по долгу читала книгу, «добывала информацию» для всех домочадцев. Случилось чудо, после этой книги девочка начала читать, но это уже были книги, водящие в фонд детской классической литературы.

·         Читать духовные книги. Сестра Тани Наташа проявляла интерес к чтению жития святых (детский вариант) и быстро научилась читать.

·         Читать по очереди: ребенок, родитель, ребенок и т.д. Например, ребенок будет читать более простые по структуре предложения, а родитель рассуждения, описание природы и т.п.

·         Читать на ночь, чтоб это было последним событием дня.

·         Читать текст к диафильмам (он короткий и емкий, содержит иллюстрацию, при переключении кадра ребенок получает кратковременный отдых).

·         Читать тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы), которые продавались раньше, а можно выполнить их самим. Один разрезной набор присутствует в книге.

·         Читать вывески, заголовки в книгах, газетах.

·         После прочтения нарисовать рисунок о том, что прочитал, если ребенок любит этот процесс. Вместо ребенка рисунок может выполнить взрослый. Все дети любят, когда для них рисуют, а взрослым не нужно смущаться, если рисунок будет не высокого качества. Рисовать умеют все, но не всем нравится конечный результат. Дети, как правило, не критикуют, а поощряют.

·         Прочитать заранее трудные слова из текста, который предстоит читать. Мама выписывает на карточку слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».

·         Условные обозначения  помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Мама заранее делает пометки в тексте карандашом.

·         Обращать внимание на то, что содержание книги более емкое, чем содержание фильма или мультфильма.

·         На начальном этапе останавливать ребенка на кульминации сюжета, побуждая вернуться к содержанию вновь.

·         Не бойтесь читать ребенку книги, сколько бы ему не было лет, в каком классе бы он не учился.

·         Поддерживайте свою форму — ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ САМИ! Это и хороший способ для подражания вам, и метод воспитания.


В книге использованы и другие методы: постепенное усложнение материала, большой шрифт букв, игровые задания, иллюстративный материал, интересный текстовый материал и др.

Желаю успеха всем читающим, детям и взрослым!

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena66 (04.03.2016)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Форма входа
Часы

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz