Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 12.12.2017, 11:12


 

Муниципальное автономное учреждение

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 

города Березники

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [31]
Наш опрос
Оцените работу нашего Центра
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как помочь леворукому ребенку успешно обучаться в школе

Леворукими являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить одного-двух (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности работать левой рукой. 

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Сегодня мы знаем наверняка, что переученная леворукость  - ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья.

        В зависимости от причины возникновения леворукости всех леворуких можно разделить на четыре группы:  генетические, патологические, переученные (с левой руки на правую) и имеющие вынужденную леворукость (вследствие повреждения или утраты правой руки).  
        Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют проблем и без особых трудностей могут быть переучены с левой руки на правую.  

        Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению письму и счету, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением  леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий головного мозга, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку.   

          Имеющий патологическую леворукость ребенок будет испытывать те или иные трудности на протяжении всего периода начального обучения. Дело в том, что почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении леворуких. Леворукий  ребенок должен все пощупать, прочувствовать своим телом, руками.  Поэтому он нуждается в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как учителя, так и родителей.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

          У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников.

         Поэтому родителям необходимо поддерживать тесный контакт с педагогом и придерживаться  следующих  рекомендаций при обучении леворуких детей:

          Не перегружайте леворукого ребенка избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д. Не  торопите его! Лучше предложите ему вместо переписывания целого текста вставить в слова на изучаемое правило пропущенные буквы, дописать окончания, дополнить предложения недостающими словами.

          Не   настаивайте  на том, чтобы ребенок во время письма наклонял тетрадь вправо (известно, что 86% леворуких детей предпочитают, чтобы тетрадь лежала ровно, без наклона).

           Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры, большое количество наглядного материала.  Так, при заучивании правописания словарных слов успешно используется специальная методика зрительного запоминания слов-образов. Ребенок легко усваивает, например, что в слове «корзина» пишется «о», если ему дать карточку с изображением корзины, ободок которой нарисован в виде этой буквы красным цветом. Повторение правописания сводится к перекладыванию карточек. Договоритесь с  учителем, чтобы он  разрешил  вашему ребенку  пользоваться ими и в классе. Карточки с выученными словами постепенно откладываются; остаются карточки со словами, в которых ученик еще допускает ошибки. Использование таких карточек со словами-образами во много раз эффективнее, чем многократные попытки заучить написание слов.

           Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка. Особенно она необходима первокласснику-левше, когда он учится считать в пределах первых двух десятков. По линейке он быстрее усвоит увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,  т.к. будет иметь возможность контролировать перемещение по числовому ряду (уменьшить — влево, увеличить — вправо). Это очень важно, поскольку леворукие дети часто не только пишут буквы и числа зеркально (при умножении 6 на 6 у него в ответе будет 63, а не 36), но меняют направление счетных операций. В примере (5 +1) + 9 у него может получиться ответ «3», а не «15», потому что он считает, читая пример справа налево, и при этом вычитает, а не складывает.

          Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость,

         Зная эту особенность левшей, постоянно давайте ребенку установку на успешность: вселяйте в него уверенность, что он сможет хорошо учиться, что он не хуже других.   Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку, т.к. левши очень эмоционально переживают отношение к себе. Ежедневно выслушивайте ребенка о его школьных делах, регулярно проверяйте домашние задания.

        При овладении письмом леворукий  ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями).

      Требовать от левши безотрывного письма противопоказано!

        Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно "маркировать" их ведущую руку при помощи браслета или часов.

       Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по "маркированной" руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление.

          Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать и о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena66 (12.10.2015)
Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Часы

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz