Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 12.12.2017, 11:08


 

Муниципальное автономное учреждение

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 

города Березники

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [31]
Наш опрос
Оцените работу нашего Центра
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Полезные навыки, которые помогают строить взаимоотношения, или - как избавиться от обидчивости.

Полезные навыки, которые помогают строить взаимоотношения

 Тест «Обидчивы ли вы?»

Данный тест поможет вам разобраться, на самом ли деле вы обидчивы, как вам приходится иногда слышать, или же вы – сама терпимость. На каждый вопрос следует отвечать «да» или «нет». В случае сомнений отвечайте «не знаю» («бывает по-разному»). Старайтесь, чтобы неопределенных ответов было меньше.

Вопросы теста:

1. Легко ли вам испортить настроение?

2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?

3. Долго ли вы переживаете мелкие неприятности (чей-то недоброжелательный взгляд, едкое замечание, испачканный рукав пальто)?

4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?

5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?

6. Способны ли вы длительное время анализировать свои переживания, чувства, поступки?

7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

8. Часто ли вам снятся кошмары?

9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?

10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?

11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно меняется тембр голоса и появляются обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?

12. Легко ли вас вывести из себя?

13. Даже вкусная еда не способна исправить ваше испорченное настроение?

14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?

А теперь подсчитайте набранные вами баллы.

За каждый ответ «да» начисляется 0 баллов, «не знаю, по-разному бывает» – 1 балл, за ответ «нет» – 2 балла.

Результаты теста:

От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым. Ваше душевное состояние устойчиво и редко зависит от ситуации. Кое-кто считает вас «непробиваемым», «твердолобым». Иногда вам завидуют, иногда осуждают – на это не обращаете внимания.

От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы. Эта черта характера доставляет вам немало горьких минут. Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику. Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и в школе (на работе). Старайтесь лучше контролировать свои эмоции и анализировать отношения с другими людьми.

От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение, болезненно реагируете на от- ношение к вам окружающих. Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заняться самовоспитанием. И чем меньше у вас количество набранных баллов, тем скорее к этому следует приступить.

Как избавиться от обидчивости?

 Обида – сигнал о нарушении социального контакта со значимыми людьми. С одной стороны, она может способствовать восстановлению и исправлению отношений; с другой – частые обиды могут привести к нарастанию отчужденности, «уходу в себя», разрыву связей с другими людьми. Обидчивость может даже стать устойчивой чертой личности, определяющей поведение человека и отражающей его отношение к себе и окружающим. Итак, обида – это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Эта претензия, как правило, связана с ощущаемым недостатком внимания, уважения, доверия, с невозможностью получить от другого человека подтверждение собственной ценности и значимости. В чувстве обиды содержится не только жалость к себе, но и упрек в несправедливом отношении, адресованный другому человеку. Первые обиды могут возникать уже в дошкольном возрасте – они появляются одновременно с потребностью в признании и уважении. Обижаясь на родителей или на сверстников, дети остро переживают ущемленность и «недостаточность» своего «Я» в ситуациях игнорирования (недостаточного внимания), проигрыша, отказа в чем-то важном и желанном, неуважительного отношения и даже в случаях чужого успеха и превосходства. Поведение человека, переживающего обиду, часто демонстративно: он отворачивается, перестает разговаривать, уходит в сторону. Он как будто говорит всем своим видом: «Это из-за тебя я так страдаю!» Вызывая чувство вины у партнера по взаимодействию, обиженный ребенок рассчитывает все-таки получить желаемое – хотя бы с помощью таких манипуляций. Психологи советуют различать адекватные и неадекватные поводы для проявления и переживания обиды. Адекватным считается повод, когда имеет место сознательное отвержение или неуважение партнера по общению. Неадекватным для проявления обиды является повод, когда ребенок приписывает  другим неуважительное отношение к себе. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение окружающих, а на свои собственные неоправданные ожида- ния, то есть видит то, чего на самом деле нет. Некоторые люди слишком часто усматривают в по- ступках окружающих признаки пренебрежения и неуважения к себе, и со временем повышенная склонность к обидчивости становится устойчивой деструктивной чертой их личности. Проблема обидчивости и ее преодоления особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период повышается чувствительность к мнению, отношению и оценкам окружающих; особенно чувствительны подростки к негативным оценкам, представляющим угрозу для складывающегося «образа себя». Основная проблема обидчивых детей и подростков заключается в восприятии окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к ним. Та часть самооценки, которую специалисты называют «Я глазами других людей», оказывается у таких детей и подростков сильно искаженной: они считают, что окружающие (особенно сверстники) оценивают их незаслуженно отрицательно. Попадая в конфликтную ситуацию, обидчивые дети и подростки не пытаются разрешить ее, а словно «застревают» в ссоре, осуждениях, обвинениях и самооправданиях. Однако чувство «недооцененности» является всего лишь результатом их собственных представлений: исследования показывают, что даже чрезмерно обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми. Таким образом, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и противоречивая самооценка вкупе с острой и ненасыщаемой потребностью в признании и уважении. Обидчивый ребенок (подросток) постоянно смотрит на себя недоброжелательными глазами других людей, что порождает неизбежные проблемы в межличностных от- ношениях. Обидчивость, как правило, сочетается с такими личностными характеристиками, как инфантильность, эгоцентризм, конфликтность и агрессивность, склонность к переживанию чувства вины.

Преодолеть собственную обидчивость (или помочь часто обижающемуся подростку) – непростая задача.

• Важно осознать, что оценка и отношение к тебе других людей не могут являться единственной основой твоей самооценки. Ведь на самом деле окружающие люди вовсе не сосредоточены на твоей персоне и не имеют основной целью задеть твое самолюбие. Другие люди существуют в мире своих интересов, желаний и дел. Постарайся отвлечься от мыслей о себе и об отношении к себе окружающих, переключись на другие занятия, учись получать удовольствие не только от результата и оценки твоей деятельности, но и от самого процесса игры, творчества, обучения.

• Научись видеть в сверстниках друзей и партнеров. Учись не только обижаться, но и сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим успехам, быть внимательным к другим людям – их настроению и поведению.

• Заведи «Журнал обид». Там следует описывать ситуации, которые приводят к переживанию обиды (например, Маша забыла принести мне обещанный интересный фильм). Далее предлагается определить, какие несбывшиеся ожидания привели к переживанию обиды (если бы Маша ко мне хорошо относилась, она никогда не забыла бы свое обещание). Третий шаг – поиск ошибки в ожиданиях (Маша ко мне хорошо относится, однако что-то помешало ей выполнить обещание). Четвертый шаг – поиск решения (Я позвоню Маше вечером и напомню ей про фильм).

• Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью манипуляций заставить его изменить свое отношение и поведение. В первую очередь следует менять собственные реакции. Если же действия обидчика действительно являются оскорбительными, лучше прямо сообщить о своих чувствах и попробовать конструктивно разрешить назревающий конфликт. Целенаправленная работа над собой по преодолению обидчивости может принести хорошие результаты: повысится настроение и самооценка, улучшатся отношения с другими людьми, появится возможность получать удовольствие от общения и разнообразных интересных занятий.

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena66 (12.01.2016)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Часы

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz